Почему режиссеры любят осень?

Идиллическое убийство

hichkok

Начнем с классики, то есть с фильма бессмертного мастера кино ужасов Альфреда Хичкока. Однако режиссер, которого многие фанаты ласково называют Хитчем, создал не только прекрасные ужасы или культовые мрачные детективы. Его «Неприятности с Гарри» — мрачная комедия. Режиссер обращается к любимому жанру криминальной фантастики, но пародирует его разумно и с юмором. Ключевую роль в этой концепции играет золотое осеннее солнце и красочный пейзаж. Хичкок решил разместить убийство именно в такой идиллической, осенней обстановке английской деревни, а не, как мы ожидали, среди тьмы, теней и бури. Тело мертвого человека по имени Гарри лежит на опушке леса в идиллической панораме. Другие жители деревни, очень симпатичные, хотя и не особенно сообразительные, убеждены, что они случайно убили человека или способствовали его смерти. Они пытаются избавиться от тела, но оказывается, что это не так просто.
С созданием фильма связана очень интересная история. Хичкок известен своей любовью к деталям. К сожалению, погода в Англии может быть переменчивой и не всегда такой идиллической. К моменту окончания съемок пейзаж изменился на гораздо менее благоприятный. Итак, съемки были перенесены в Калифорнию. Однако, чтобы сохранить «английскую» атмосферу, у режиссера были большие мешки с разноцветными листьями, привезенные из Англии и приклеенные к деревьям в киностудии. Возможно, фильму это пошло на пользу — осень в кадрах просто неестественно очаровательна.

Семейное поместье и его секреты

Осеннюю атмосферу и, казалось бы, идиллические пейзажи можно найти и в другом фильме, пародирующем традиции криминальной фантастики и триллера, то есть в оригинальном сценарии, номинированном на «Оскар», за лучший оригинальный сценарий «Достать ножи». Фильм полон метатекстовых отсылок — писатель умирает в собственном особняке в день своего рождения. У каждого члена семьи, присутствовавшего на вечеринке, был мотив убить — как в романах Агаты Кристи👾.
Внушительное поместье умершего мужчины в лучах осеннего солнца выглядит действительно впечатляюще. Время года только кажется благоприятным для расследования — на ковре есть следы грязи, но след никуда не ведет. Следы четко обозначены на мокрых дорожках, но одна из фигур ловко их размывает. Деревья, полные разноцветных листьев, ограничивали обзор. И так далее. Тропы исследует проницательный детектив – на эту роль режиссер взял Дэниэла Крэйга. Удивительное решение загадки несет в себе классовую рефлексию и комментарий о современной культурной ассимиляции.

Осень, полная цветов и музыки Шопена

ingmar-bergman-director

Абсолютная классика — «Осенняя соната» Ингмара Бергмана. Известная пианистка навещает свою нерадивую дочь. Та привезла домой свою сестру, которую мать поместила в психиатрическое учреждение, что привело к обострению болезни.
Бергман отошел от черно-белой эстетики и использовал в фильме цветную ленту. Многие рамки выполнены в осенних тонах. Цветовая палитра, использованная в фильме, несколько блеклая, большинство сцен проигрывается при искусственном освещении, что соответствует названию фильма. Осень становится временем расчетов, упреков, сожалений и многочисленных воспоминаний. Интересно, что весенние цветы появляются во многих кадрах, что можно интерпретировать как надежду на восстановление отношений между матерью и дочерьми.

Музыка играет важную роль в произведении, особенно «Прелюдия № 2a, a-moll» Шопена, сыгранную сначала дочерью, а затем матерью. Она раскрывает характерологические различия между главными героями. Фильм произвел большое впечатление на Вуди Аллена, который снял «Сентябрь», как отклик на творчество Бергмана.

Горько-сладкая осень Вуди Аллена

Действие 17-го фильма Вуди Аллена происходит, как следует из названия, в сентябре, а точнее в течение десятка часов в сентябрьский день. Манера съемок кадров, колористика относятся к произведению Бергмана. Сам сюжет тоже имеет немало признаков схожести. Дочери в обоих фильмах обижены холодной, карьерной мамой-артисткой, и им жаль ее.

woody-allen

Более того — в первой сцене дочь актрисы (ее играет Миа Фэрроу) одета точно так же, как дочь пианистки у Бергмана.
В этом фильме Аллена, как и в работе Бергмана, мы не увидим слишком много кадров природы. В обеих постановках осень присутствует скорее в атмосфере и в подтексте сюжета, чем в конкретных кадрах. Совершенно иная ситуация в комедии-драме «Ханна и ее сестры», которая в свою очередь относится к «Анне Карениной». Этот фильм, в котором также снялась Миа Фэрроу в одной из главных ролей, оказался куда более успешным, чем «Сентябрь», предназначенный для нишевой аудитории.
Действие этой оскароносной истории происходит в любимый праздник Америки — День Благодарения (26 ноября в США). Три сестры с разным нравом встречаются и противостоят друг другу на фоне осеннего пейзажа Нью-Йорка. Хотя атмосфера в фильме довольно осенне-меланхоличная, проследив судьбу героев, невозможно не улыбнуться. Вуди Аллен проявляет здесь свой характерный немного горький юмор.
Неужели это единственное осеннее приключение известного американского режиссера, который любит сниматься в своих фильмах? Наоборот. Осеннюю атмосферу можно найти и во многих других фильмах Аллена, например, в черно-белом «Манхэттене», где ностальгия сопровождает юмор и иронию на каждом шагу (режиссер не очень любезно изобразил эгоцентричного художника, которого он играет).

Центральный парк в золоте и пурпуре

Интересно, что Аллен также показывает Центральный парк осенью во многих фильмах, таких как, например, «Ханна и ее сестры». Во всяком случае — он не единственный. Центральный парк — одно из любимых мест режиссеров и видеооператоров, а в осенних декорациях он выглядит просто великолепно, что можно увидеть в фильме «Когда Гарри встретил Салли». Это культовая романтическая комедия, актуальная и по сей день, привлекательная как для менее, так и для более искушенных зрителей. После премьеры в 1989 году на режиссера Роба Райнера и сценариста Нору Эфрон посыпался дождь наград. Главные герои Гарри и Салли познакомились в школе. Однако только их случайная встреча спустя годы приводит к дружбе. А может не только к ней? Красивые кадры, кадры Нью-Йорка, Центрального парка в золоте и пурпуре — это, помимо юмора и теплоты, главные достоинства фильма. Спустя годы его ценят зрители-туристы, совершающие паломничество в места, где снимался фильм. Их можно встретить, например, в гастрономе Каца, где снималась одна из самых известных сцен.

Феноменально сработали актеры Мэг Райан и Билли Кристал. Интересно, что персонаж Гарри смоделирован именно по рассказу режиссера, пожилого одинокого человека. История получила счастливый конец только благодаря тому, что во время съемок фильма Роб Райнер познакомился со своей будущей женой.
В каком еще фильме Центральный парк выглядит особенно живописно, полный разноцветных листьев, падающих с деревьев? В том числе в знаменитой киноверсии мюзикла «Волосы» Милоша Формана. Это не авторский сценарий, потому что этот мюзикл уже получил известность на Бродвее. Однако именно Форман углубил ее, сместив сюжетные акценты. Режиссер «Пролетая над гнездом кукушки» не идеализировал хиппи-среду. Напротив, он показал проблемы его участников и добавил горький, трогательный конец истории. Тем не менее, фильм искрится юмором и жизненной силой, прежде чем он станет действительно серьезным. Центральный парк — одно из излюбленных мест хиппи. В осеннем пейзаже актеры исполняют культовые песни, такие как «Водолей» и «Донна».

Фильмы о школьных годах

Какие еще герои переживают свое смятение на фоне осенних пейзажей? В фильме, который невозможно игнорировать, и в то же время большинство зрителей смотрели его так давно, что, помимо сильных эмоций, мало о нем помнят. Речь идет об «Обществе мертвых поэтов» Питера Вейра. В начале учебного года старшеклассники знакомятся со своим новым учителем литературы Джоном Китингом (которого играет Роберт Уильямс). Вскоре он становится их наставником и вдохновляет их преследовать свои собственные увлечения и мечты, противодействуя строгим школьным правилам, а также амбициям родителей. Несмотря на то, что в прошлом году фильму исполнилось 70 лет, он по-прежнему затрагивает поколения как молодых, так и старших зрителей.

Работа также оказала огромное влияние на более поздние сюжеты, показывающие отношения учителя и учеников. Особого внимания заслуживает прекрасный фильм Майка Ньюэлла «Улыбка Моны Лизы». В нем есть феминистский комментарий — действие происходит в школе для девочек, а наставником молодых женщин является учительница истории, которую играет Джулия Робертс.

Симметрично, извращенно «андерсонское»

Wes-Anderson

Продолжая тему школы, стоит упомянуть также фильм Уэса Андерсона «Рашмор». Главный герой этого сюжета создан по образцу самого режиссера, а одноименная школа — по образцу его средней школы. В «Рашмор» весь мир переворачивается с ног на голову. Мальчик-подросток ведет себя как взрослый и влюбляется в учителя. Его взрослый друг, состоятельный мужчина средних лет, кажется на его фоне мальчиком. Но он влюбляется в ту же женщину. Андерсон заставляет задуматься не только о взрослении, но и об искусственном разделении мира взрослых и мира молодежи. Кроме того, он пронизан классовой и культурной рефлексией.
Кадры фильма, уже ставшего узнаваемой визитной карточкой этого художника, очень яркие, насыщенные теплыми красками, искусственным освещением, симметричными композициями. «Рашмор» остроумен, трогателен и — по-андерсонски красив. Еще более эстетичной и пластичной является более поздняя анимация Андерсона, действие которой происходит осенью. «Бесподобный мистер Фокс» получил две номинации на «Оскар» — за лучший анимационный фильм и за лучший саундтрек. Наблюдая за этой постановкой, в которой Мистер Фокс борется за выживание своей семьи и местного микросообщества животных, невозможно не оценить очарование кадров, теплые, землистые цвета, прекрасное послание о преданности, смелости и привязанности к любимым.

Разные лица осени

Названия фильмов с осенним фоном можно было бы перечислять бесконечно, так же как и имена режиссеров, которые использовали тему этого времени года в своих сюжетных линиях. «Ностальгия» Андрея Тарковского, «Злоумышленник» Орсона Уэллса, «Простая история» Дэвида Линча, «Папуша» Джоанны Кос-Краузе и Кшиштофа Краузе — вот лишь некоторые из немногих примеров. Из более легких названий стоит обратиться к романтической комедии «Любовь в Нью-Йорке», первоначальное название которой — «Осень в Нью-Йорке», а также к трогательной драме на романтическую тему «Вдали от рая».
Сценография часто является решающим фактором, влияющим на атмосферу фильма, достоверность и привлекательность представленной истории. Осень может быть дружелюбной, красивой или опасной, пугающей или грустной и ностальгической, поэтому это идеальный набор для хорошо сбалансированных интимных драм, романтических или социальных комедий или триллеров.

Автор мнения: wifeisdead

Поделиться

One thought on “Почему режиссеры любят осень?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *